Иван Вареников — тренер и боец клуба «Пересвет», неоднократный участник и победитель петербургских профессиональных боёв.

— Расскажи про свой клуб – «Пересвет». Как он развивался? Что было достигнуто за 11 лет? Что изменилось, что осталось прежним?
— За десятилетие клуб Пересвет прошел путь от детской секции до серьезного спортивного клуба.
Если изначально клуб делал акцент на изучении истории, то по ходу времени основное направление изменилось на спортивные соревнования. Мы постепенно отбросили всё лишнее и поставили перед собой определенные цели — войти в элиту спортивного меча и исторического фехтования, заработать авторитет и непременно завоёвывать первые места на всех соревнованиях, куда бы мы не приезжали.
Так как наш клуб стоял у истоков Федерации Спортивного Меча, да и большинство спортсменов на тот момент было еще подростками, первые шаги мы делали именно в этом виде спорта. Начиная с первого чемпионата России в Вологде наши бойцы завоевывали первые места и делают это до сих пор. Так же наша команда пять раз подряд становилась обладателем командного кубка по спортивному мечу.
Отдельно хотелось бы отметить то, что многие наши нынешние спортсмены, включая меня, пришли в клуб еще детьми, но, тем не менее, остались верны своей команде на протяжении многих лет и до сих пор защищают её цвета.
По мере взросления наши ребята стали выходить и на железные турниры по историческому фехтованию. По началу это было тяжело и успех пришел совсем не сразу. Но каждое поражение закаляло нас и со временем начали приходить победы.
Представители клуба становились победителями и призерами многих турниров по историческому фехтованию — таких как Меч России, Меч Москвы, Рождественский Рыцарский Турнир, Молодецкая Удаль, Стальная Осень и других.

— Как ты пришёл в клуб? Каким был твой путь от воспитанника до тренера?
— В своё время я долго не мог найти тот вид спорта, который полностью захлестнет меня. Я добивался определенных успехов в различных секциях — от ушу и парусного спорта до бадминтона и баскетбола, но в тот же момент понимал, что сердце требует чего-то другого.
Когда мне было 12 лет, сестра показала мне фотографии с какого-то военно-исторического фестиваля и сказала, что её знакомый ведёт набор в секцию, которая занимается каким-то средневековым фехтованием и предложила мне сходить туда. Взяв с собой одноклассника, я пошел в зал и оказался в таком коллективе, каких я на тот момент еще не встречал.
С самой первой тренировки я понял, что останусь здесь надолго. Та атмосфера товарищества и дружбы, которая царила на тренировках понравилась мне настолько, что, приходя домой, я не мог дождаться следующей тренировки.
Конечно, сначала получалось у меня не очень, и меня даже не хотели брать на первые соревнования. Но получилось так, что я всё-таки поехал и, несмотря на то, что не смог занять призового места, выступил достойно и доказал, что если уж и не за счет таланта, то за счет упорства из меня может что-то получиться.
Годы тренировок шли, я рос, менялся и, со временем, я начал попадать на пьедестал, а иногда и занимать первое место.
В чем-то благодаря генетике, в чем-то тренировкам, я был значительно крупнее большинства своих соперников и это давало мне определенное преимущество, которым меня и научили пользоваться.
Со временем интересы людей меняются и в какой-то момент получилось так, что я остался тем человеком, который имел самое большое желание продолжать занятия в клубе. Так я и стал тренером.

— С какого возраста вы обучаете детей? И как их родители относятся к такому необычному увлечению?
— Последние годы мы проводим набор с 12 лет, так как примерно в этом возрасте ребенок является уже достаточно сформировавшимся для спортивных нагрузок.
Но разумеется, мы делаем и исключения. Если человек очень хочет заниматься и по нему видно, что он идет к нам не потому, что ему так сказали родители, а потому, что у него горят глаза, то мы идем ему на встречу.
Родители относятся благодушно, так как изменения, которые происходят в юном спортсмене, становятся заметны уже через несколько месяцев. Так по ним становится заметно, что строгая дисциплина на тренировках меняет их мировосприятие в целом. Дети становятся более успешными не только в занятиях спортом, но и в учебе.

— Изменило ли тренерство что-то в тебе самом? Может быть, развились какие-то новые качества? Или, наоборот, с чем-то пришлось бороться и искоренять?
— Переход от Вани к Иван Михайловичу дался мне достаточно просто. Всё-таки и раньше я порой проводил тренировки и потому новая роль не стала для меня неожиданностью.
Просто если раньше в начале тренировки я стоял в общем строю, то теперь стою напротив.
Тренировать детей оказалось совсем не сложно, ведь я сам еще недавно был таким же и прекрасно понимаю, что им нравится, что не нравится и, что самое важное, как их можно заставить работать. Всё это позволяет сделать мне тренировки не только эффективными, но и интересными. Ведь моя главная задача заключается не в том, чтобы сделать ребенка спортсменом, а в том, чтобы приучить его к работе. Конечно, кто-то станет и чемпионом, но нужно понимать, что не всем это нужно. Как тренер я хочу сделать так, чтобы тот, кто хочет стать чемпионом, стал им, а те, кто хотят просто заниматься, получали удовольствие и самосовершенствовались. Ведь если они научатся работать в спортзале, то они научатся работать где угодно, в школе, в университете, да и во взрослой жизни.

— Остаются ли время силы, как физические, так и моральные, для собственных тренировок и участия в турнирах и мероприятиях?
— Вести тренировки совсем не так утомительно, как тренироваться самому. Как я уже говорил, я тренируюсь вместе со старшей группой в нашем клубе.
Кроме того, последний год мы с подругой начали серьезно тренироваться с железом и поэтому 4 раза в неделю мы занимаемся в тренажерном зале. Для того, чтобы успевать восстанавливаться между железными и фехтовальными тренировками, мы разнесли их по времени. Так занятия в тренажерном зале мы начинаем в 7 утра, в то время как тренировки в клубе начинаются в 7 вечера.

— Присутствуют ли у вас в команде элементы тимбилдинга? Ездите ли вы вместе на фестивали и турниры или же только тренируетесь вместе?
— Едва ли много клубов проводят так много времени вместе как мы. Разумеется, мы не ограничиваемся только совместными тренировками.
Наш клуб всегда отличался особой сплоченностью, что всегда бросалось в глаза нашим оппонентам. Те цистерны выпитого чая и тонны съеденных вместе сушек внесли не меньший вклад в наше становление, чем годы тренировок.
В теплое время года мы ходим в походы, зимой ездим кататься на ватрушках или просто гулять на природе. Весь год мы собираемся пить чай в нашем классе и конечно же, мы встречаем все праздники вместе. Ни один день рождения не обходится без веселья и подарков, да и всегда, когда у кого-нибудь возникает идея, как можно весело провести время, мы собираемся вместе.
Нельзя не отметить и ежегодный праздник — День Рождения клуба. Каждый год в конец осени мы собираем всех тех, кто имел какое-то отношение к клубу на протяжении всего времени его существования. Всегда приятно видеть старые лица, которые уже давно не грезят мечтами о турнирном пьедестале, но тем не менее, остаются хорошими друзьями.